Певица Ирина Богушевская заняла на российской сцене особенное место. Ее вряд ли можно с кем-то объединить и к кому-то причислить, потому что женщина делает свою, не похожую ни на чью другую музыку. Звонкий проникновенный голос в сочетании с изысканной лирикой и инструментальной музыкой определяют неповторимый стиль Ирины как исполнителя, поэта и композитора.
Детство Ирины Александровны, родившейся в Новосибирске в 1965 году, прошло преимущественно за границей. Ее отец, переводчик, владеющий 5 языками, был направлен в Багдад, где Ира с семьей жила с 3-летнего возраста. Потом Богушевские переехали в Венгрию, а школу Ирина окончила в Новосибирске.
С ранних лет девочка любила поэзию и сама сочиняла стихи, будучи натурой творческой и ранимой. Несмотря на любовь и взаимопонимание в семье, в Ире крепло желание идти своим путем. У родителей было собственное видение счастья для дочери: непременное университетское образование по серьезной, дающей твердую почву под ногами специальности. Девушка же мечтала о творческой профессии, желая стать актрисой. Уже в детстве Ирина брала уроки вокала у педагога Ирины Малаховой.
Окончив школу, Ирина поступила на философский факультет МГУ, из которого выпустилась с красным дипломом в 1992 году. Параллельно с учебой в университете Богушевская делала то, к чему лежала душа: писала песни, играла в студенческом театре, участвовала в творческих объединениях.
Музыкой девушка стала всерьез заниматься в московской студии популярного дуэта “Иваси”, организованной авторами-исполнителями Алексеем Иващенко и Георгием Васильевым. Ирина вечерами давала концерты, а в дневное время подрабатывала ведущей на радиостанции.
Время после окончания института пришлось на «лихие 90-е», и зарабатывать на жизнь, преподавая философию, оказалось проблематичным. Здесь девушке пригодились творческие умения, и оказалось, что “несерьезная” профессия певицы и актрисы вполне может прокормить человека. С тех пор к занятиям философией Ирина не возвращалась, хотя выпадали тяжелые времена, когда работать не получалось нигде, и приходилось сводить концы с концами.
Начав концертную деятельность еще в студенческие годы, Ирина уже тогда заявила о себе как о самобытной и талантливой певице. Она выступала и сольно, и в составе творческих объединений, например, с группой “Несчастный случай”. Коллектив основали первокурсники МГУ Валдис Пельш и Алексей Кортнев, с которым у Ирины сложился семейный и творческий союз. Они вместе участвовали в студенческих спектаклях и писали к ним музыку, гастролируя с репертуаром по стране и за рубежом.
В 1993 году коллектив выступает на песенном конкурсе имени Андрея Миронова, и Ирина берет там главный приз. В том же году в жизни певицы происходит драма: женщина попадает в автокатастрофу и на 2 года прощается с музыкой. Восстановив здоровье, в 1995-м Богушевская представляет сольный проект, к которому сама пишет музыку и стихи. Им становится моноспектакль “Зал ожиданий”, с которым Ирина выступает на подмостках Студенческого театра МГУ.
Певица оставалась немедийной и известной в узких кругах, пока в 1998 году ее не пригласили спеть во время музыкальных пауз на играх “Что? Где? Когда?” в Нескучном саду. Закономерно, что с выходом в эфир почитателей творчества Богушевской прибавилось. В тот же период исполнительница выпускает первый сольный альбом “Книга песен”, созданный на основе мюзикла “Зал ожиданий”. В презентации пластинки участвовали Андрей Макаревич, музыканты “Несчастного случая” и “Квартала”.
Ирина Богушевская собирает небольшую, но преданную аудиторию вдумчивых слушателей, которых покоряет ее индивидуальность. Она миксует в творчестве стили и направления, совмещая в композициях довоенное ретро и театрализованный джаз, авторскую песню и кабаре-рок. При этом остается лиричной, исповедальной и трогательной. Песни “Ангел моей печали”, “В моей вселенной” стали ее визитной карточкой.
Альбом “Легкие люди” вышел в 2000 году и включал 9 новых песен. А в 2005 году вышла пластинка “Нежные вещи”, где слушатель познакомился с такими жемчужинами женской лирики, как “У нас в раю”, “Наперегонки с волной” и “Нежная осень”.
Тема любви — одна из центральных в творчестве автора, а “Шелк”, выпущенный в 2010 году, адресован тем, кто хотя бы однажды переживал глубокое, преображающее чувство. На этом диске прозвучали композиции “Тростник” и “Добро пожаловать домой”. В 2011 и 2014 годах Богушевская продюсирует проекты “Детская площадка” №1 и №2, а в 2015-м записывает альбом “Куклы”.
На счету Ирины совместные музыкальные работы с Дмитрием Харатьяном, Александром Ф. Скляром и Алексеем Иващенко.
Лирика Богушевской — заметное явление в постсоветской культуре. После выхода альбома “Книга песен” Ирину приняли в ряды Союза писателей России, признавая незаурядное поэтическое дарование автора и ее умение строить в текстах сокровенные, глубоко личные миры и пространства.
Традиционно для музыкальных альбомов Ирина самостоятельно пишет стихи.
В 2013 году в издательстве “ЭКСМО” вышла книга стихотворений “Вновь ночи без сна”, наполненная любовной лирикой поэтессы.
Первым мужем Ирины стал Алексей Кортнев — студенческая любовь времен МГУ. Молодых людей объединяли нежные чувства и общее творческое дело, поэтому даже после расставания они сохранили крепкую связь. В 1988 году у пары родился сын Артемий. В интервью певица признается, что первое материнство протекало сложно: приходилось совмещать учебу, работу и заботу о мальчике, воспитанием которого занимались преимущественно родители Богушевской. Поэтому отношения с сыном сложились скорее приятельские, о чем Ирина, однако, не жалеет.
12 лет женщина прожила с корреспондентом Леонидом Головановым, и в этом союзе в 2002 году родился сын Даниил. После расставания Ирина собиралась наслаждаться свободой, заниматься саморазвитием и в одиночку воспитывать детей, но судьба распорядилась иначе. В тот момент, когда она уже разуверилась, что счастье в личной жизни возможно, ей встретился Александр Аболиц, давний почитатель ее таланта. Мужчина — биолог по профессии, и Ирина разделяет его страсть к животным и природе.
Сейчас певица продолжает заниматься творчеством и выступать с нечастыми, а потому особенно ценными концертами. На июнь 2019 года анонсирован большой сольник Ирины Богушевской, который пройдет на сцене театра «Мастерская Петра Фоменко».
В 2018 году на экраны вышел фильм “Громкая связь”, где в финальных титрах Ирина исполняет песню “Женские штучки” из репертуара группы “Колибри”.
Новостями, планами и фото женщина делится в социальных сетях: у певицы есть сообщество во “ВКонтакте” и страницы в “Инстаграме” и “Фейсбуке”. На официальном сайте Богушевской можно ознакомиться с биографией артистки, текстами песен и гастрольным графиком.
Помимо прочего, она занимается благотворительностью, оказывая поддержку фонду “Созидание”.